4 апреля 2011
Скоро зацветет береза. Родная, русская, воспетая… мучительница. Ее пыльца – один из самых сильных аллергенов. А сезон цветения белоствольной – время страданий для аллергиков. Красивое слово «поллиноз» хорошо знакомо тем, кто весной вынужден плакать, сморкаться и со страхом выходить на улицу. О том, лечится ли это заболевание и как обезопасить себя от вредоносной пыльцы, журналисту «Недели» рассказала главный врач детской поликлиники №5, аллерголог-иммунолог высшей категории Светлана Фархутдинова.
Самый агрессивный и опасный сезон для таких пациентов – время цветения березы. Аллергики нередко ругают тополь за его пух. На самом деле пух – это семена тополя, а на семена аллергии не бывает. Связывать обострения надо не с пухом, а травами, которые цветут в это же время. Именно их пыльца, оседая на пухе, попадает в нос и глаза, раздражает кожу. Но человек ее не видит, поэтому в своем плохом самочув-ствии винит тополиный пух.
Амнистия для тополиного пуха
Самый агрессивный и опасный сезон для таких пациентов – время цветения березы. Аллергики нередко ругают тополь за его пух. На самом деле пух – это семена тополя, а на семена аллергии не бывает. Связывать обострения надо не с пухом, а травами, которые цветут в это же время. Именно их пыльца, оседая на пухе, попадает в нос и глаза, раздражает кожу. Но человек ее не видит, поэтому в своем плохом самочув-ствии винит тополиный пух.
Сахар – не аллерген!
Аллергия переводится как «реагирую по-другому» на обычные вещи. Меня часто спрашивают: аллергия лечится? Нет, так как это даже не заболевание, а состояние иммунной системы, так называемый иммунитет «с плюсом». Поэтому человеку с аллергией не надо «подстегивать» иммунитет, он и так работает у него на высоких оборотах.
Аллергеном может быть только белок – химическое вещество, которое есть и в растительных, и в животных компонентах.
Например, сахар не может быть аллергеном, так как это простое вещество. Когда он попадает в кишечник, белки устремляются к кишечной стенке, в клетки, а сахар провоцирует этот процесс. То же самое происходит и с солью, только с ней редко связывают обострения. Поймите правильно, в данном контексте мы говорим о глюкозе – простом веществе. А вот в конфетах уже есть белок, и мед – известный аллерген – тоже сложное вещество. Пыльца – это тоже белок, только более мелкий, тем она и опасна.
Орехи + яблоки = береза
–Аллергический сезон начинается в конце апреля – начале мая. Многое зависит от погоды, дождей. Самая агрессивная пыльца – у березы. Она «выбрасывает» свои сережки раньше, чем на дереве появляются листики. Климат нашего региона способствует тому, чтобы концентрация пыльцы в воздухе была максимальной. В Швейцарии, например, березы тоже растут, но в этой стране горный разреженный воздух, концентрация пыльцы минимальная, поэтому там аллергикам можно оздоравливаться. Я рекомендую пациентам морской климат с повышенной влажностью. Даже если на курорте цветут травы, пыльца не летает, а оседает.
Мало того, что береза сама сильный аллерген, так она дает перекрестную реакцию с некоторыми продуктами. Например, человек весь год ест яблоки и морковь, не чувствуя опасности. А когда начинается сезон аллергии, страдает еще больше, так как сам спровоцировал заболевание. Таким людям нельзя есть орехи, косточковые фрукты, яблоки, груши, морковь, петрушку, сельдерей. Причем о яблочных соках тоже стоит забыть.
На втором месте по силе воздействия после березы – орешник(лещина), ольха. В июне цветут травы, которые дают перекрестную реакцию со злаковыми. Например, мятлик (помните, играли в детстве «петух или курочка»?) перекрещивается с рожью и пшеницей. Овсяница не дает аллергикам есть овсяные каши. В конце июля начинают цвести сорняки: лебеда, полынь, амброзия (пришла к нам с юга). Когда начинаются дожди, идет повторное обострение, так как листва мокнет, преет, и пыльца испаряется. Человек может страдать, пока не ляжет снег.
Если аллергия началась на одно какое-то растение, то потом как снежный ком будет накапливаться, усиливаться, и каждый год может добавляться новый аллерген. А начинается все, как правило, с березы.
В мире – эпидемия аллергии
В январе международный конгресс педиатров объявил об эпидемии аллергии. Каждый год больных становится на 6% больше. Причем на учете стоит только одна треть людей. Например, у детей аллергию нередко путают с вирусной инфекцией. Обращайте внимание на частый насморк. Аллергия в виде раздражений на коже может перейти в насморк, а затем и в бронхиальную астму. Это называется атопическим маршем. Обратите внимание, что поллиноз часто передается по наследству и что заболевания помолодели. Если у бабушки аллергия появилась в возрасте за 60, у мамы – за 30, то у ребенка – с раннего детства. Кстати, еще врачи древности описывали случаи сенной лихорадки (так тогда называли поллиноз) и аллергические симптомы на укусы пчел. Аллергия была всегда, но не в таком количестве.
Смысл лечения аллергии прежде всего в устранении контакта с аллергеном. В сезон все бегут к врачу, который снимает симптомы, и человек успокаивается. А настоящая диагностика и лечение возможна только не в период сезона.
Нужно найти аллерген, разобщить человека с ним, назначить специфическое лечение: аллерговакцинацию или, как говорят в народе, «укольчики» от аллергии. Это специфическая иммунотерапия, когда организм постепенно «приучают» к аллергену, вводя его в малых дозах. Для детей такие препараты есть в виде капель. У человека вырабатывается невосприимчивость к раздражителю. Это основное лечение от аллергии на сегодня во всем мире.
Эти стандарты дают хорошие результаты. Когда у вас сильное обострение, лечение может и должен назначить терапевт или педиатр. В таком случае не стоит ждать аллерголога. Многие пациенты лечатся народными средствами, гомеопатией, иглоукалыванием. Все это имеет место, но само заболевание лечится определенным набором препаратов. Аллергия – это, прежде всего, воспалительный процесс. Поэтому необходимы противовоспалительные препараты, которые может назначить только врач. На сегодня это кортикостероиды – гормоны, которые стали безопасными, и их назначают даже детям с рождения. Но их принимают только во время обострения, а еще лучше – за две недели до начала цветения.
По последним результатам конгрессов могу сказать, что есть так называемые «препараты будущего», они уже имеются в арсенале наших врачей. Такие лекарства лечат не симптомы, а само заболевание на клеточном уровне. Я не буду озвучивать их названия на странице газеты, так как наши люди любят заниматься самолечением. Лишь хочу донести, что возможностей для лечения аллергических заболеваний стало больше, и грамотный специалист поможет вам. Только при условии, что диагноз поставлен правильно.
|